Огонёк. Жизнь как праздник

С момента своего создания в 1899 году «Огонек» заявил о себе как об издании иллюстрированном: он был телевизором дотелевизионной эпохи, вокруг которого собирались всей семьей. Временно прервав свое существование в революционные годы и возродившись в 1923-м, «Огонек» к 1925 году уже выходит тиражом в полмиллиона экземпляров.

Работы блестящей фотографической плеяды, которая появилась в середине XX века, составляют основу выставки «Жизнь как праздник», приуроченной к 115-летию журнала.

Традиция огоньковской фотографии во многом сформирована историей и идеологией страны. Фотография — это зеркало времени, но амальгама этого зеркала определяется временем и меняется вместе с ним. Начиная с 1930-х годов фотография, как и все виды искусства, обязана следовать принципам соцреализма. Перед фотографом не стоит задача снять «как есть» — гораздо важнее показать «как должно быть». В учебниках по фотографии тех лет основное внимание уделяется именно правилам постановки, режиссуры казалось бы объективного репортажа. Каждый постановочный снимок становится политическим высказыванием, будучи одновременно и продуктом, и инструментом идеологической работы.

Используя всю мощь своего таланта, фотографы конструируют образ самого счастливого человека в самой счастливой стране. Подвиги коллективного труда в полях, на заводах и стройках, картины нового быта, сцены беззаботного детства и заслуженного отдыха — в огоньковских фотографиях все дышит атмосферой праздника или его предвкушения. Вместе они образуют мифологический узор коллективного счастья. Окончательно его визуальный канон оформляется к середине 1950-х — времени расцвета «Огонька» как фотоиллюстрированного журнала. В эти годы фотографии с огоньковских обложек и разворотов украшают стены городских квартир, рабочих бытовок, солдатских казарм, поликлиник и домов культуры. Именно эта эпоха и является «главным героем» выставки. В оттепельные 1960-е сквозь пелену коллективного праздника начинает прорываться индивидуализированное счастье — меняется выражение лиц, пластика, сюжеты и тональность снимков. В1970-е, с наступлением эпохи застоя, праздник постепенно перестает быть главной темой советского фотоискусства. Поэтому фотографии этих двух десятилетий не занимают на выставке главенствующего места, а, скорее, подводят черту и оттеняют эстетику и идеологическую направленность предшествующей эпохи.

Работы советских фотографов, вошедшие в экспозицию, одновременно и завораживают, и — по прошествии лет — заставляют задуматься о нашем прошлом, настоящем и будущем. Сегодня «Огонек» — часть нового медийного пространства: с его страниц на нас смотрит реальность, а в ней есть место не только празднику. Но одно остается неизменным — место «Огонька» в жизни огромной страны и в истории российской фотожурналистики.

Первый номер «Огонька» вышел в свет 9 (21) декабря 1899 года как еженедельное иллюстрированное литературно-художественное приложение к петербургской газете «Биржевые ведомости. С 1902 года «Огонек» стал отдельным журналом.

В революционные годы выпуск «Огонька» прекратился. В 1923 году несколько московских журналистов, писателей и издателей объединились вокруг Михаила Кольцова, — одного из самых ярких журналистов революционной эпохи, — чтобы восстановить «Огонек» и «со старым названием поставить советский журнал». Уже в 1925 году его тираж достиг полумиллиона экземпляров.

Долгие годы «Огонек» был любимым журналом целых поколений — его статьи обсуждались и пересказывались, подшивки бережно сохранялись. Менялась страна, менялись обстоятельства и люди, менялся сам «Огонек», — но всегда оставался «своим» для огромного круга читателей.

В 50-х годах прошлого века окончательно оформились черты огоньковского стиля: в каждом номере — портрет на обложке, рассказ, стихи или детектив с продолжением, в конце — кроссворд, и главное — фоторепортажи и яркие снимки. Центральный разворот — «фирменная» огоньковская вкладка, — знакомила с шедеврами мировой культуры и с официальной советской живописью, формируя «эстетику миллионов». 

В эпоху перестройки публицистика «Огонька» становится школой демократии. Теперь журнал знаменит не только в стране, но и в мире. Такие материалы как «Ждановская жидкость» Юрия Карякина, открытое письмо следователей Генпрокуратуры СССР Гдляна и Иванова, репортажи Артема Боровика из американской армии останутся яркими знаками новой эпохи. 

С 2009 г. журнал «Огонек» входит в Издательский дом «Коммерсантъ» и выпускается в привычном для читателя большом формате, с увеличенным количеством фотографий. Новый «Огонек» для новой страны остается любимым изданием, хранящим традиции профессионализма и высокого журналистского стиля, неизменные для «Огонька» во все времена.

Источник http://fotokto.ru/

Комментирование запрещено